О бедной вакцине замолвите слово

Интервью с Профессором Франческо Мадзотта, взятое Надей Фонделли для Toscanaechiantinews.com.


Путешествие в одну из моделей тосканского здравоохранения. Клиника Ponte a Niccheri (Понте а Никкери), отделение инфекционных болезней, где среди молчания прессы продвигаются вперёд два важнейших испытания, направленных на победу над вирусом СПИДа.
Профессор Франческо Мадзотта, мы прочитали на брошюрах агенства, что вы набираете добровольцев для испытаний вакцины против СПИДа. Выражаясь в такой форме, начинает даже казаться, что речь идёт о каком-то кастинге, но поскольку на самом деле тема очень серьёзная и сегодня про СПИД говорится очень мало, мы хотели-бы ознакомиться с подробностями...
Ну, вот. Начнём именно с этого. Считаю нужным надпомнить, что на данный момент о болезни СПИД почти забыли!
Как-же это произошло? Ведь в прошлом о ней так много говорилось к месту и не к месту!
Хочу специально повториться: сегодня СПИД – забытая болезнь, поскольку ходят слухи, что от неё можно излечиться, но это не так. Напротив, сейчас получается так, что заражённых или заражаемых гораздо больше, чем было раньше, а что хуже всего, - многие из них и не подозревают о своей серопозитивности. На сегодняшний день один из двух человек решает обратиться к врачу, когда СПИД начал настойчиво заявлять о себе и когда уже поздно предпринимать какие-либо меры, чтобы замедлить его прогрессию. Раньше проводилось больше анализов: в клинику приходили люди, желающие провериться и сделать тест на СПИД. Безусловно, было больше страха, однако и опасность осознавалась больше или, по крайней мере, проблематика поднималась чаще! Сегодня времена не те. Необходимо чётко иметь ввиду, что заболевание обуславливает также определённое увеличение расходов из кассы на социальные нужды, поскольку фармацевтические препараты против вируса HIV в Италии гарантированы системой здравоохранения, поэтому профилактика этого заболевания является не последней статьёй в экономии бюджетных средств. Беда заключается ещё и в том, что среди вас, представителей прессы, к сожалению, в последнее время эта тема также старательно обходится стороной, лимитируя таким образом просвещаемость читателя.
Поговорим о вакцинах. В последние годы, как я могу предположить, было испытано много различных вариантов?
Да, но к сожалению до сих пор мы не смогли прийти к единогласному выбору в этой области. Ни одна из них не показала до сих пор действительной эффективности при профилактике или лечении этого заболевания.
Вы имеете непосредственное отношение к испытанию вакцин?
Да, в настоящий момент мы имеем два кандидата в вакцины. Один из них является плодом наших исследований и базируется на наблюдении большой группы субъектов, которые по своему добровольному желанию подвергли себя вирусу HIV, как в Италии так и в Африке. Мы заметили, что в конце концов некоторые из этих субъектов не заразились. Таким образом, мы занялись изучением, почему эти люди, несмотря на их непосредственный контакт с вирусом, смогли избежать заражения.
Какова их особенность природной защиты, которая их отличает от других субъектов?
С этого вопроса и начались наши исследования, которые получили финансирование от тосканского региона. Мы смогли прийти к выводу, что защитная реакция на вирус находится на уровне гениталий: у женщин - на уровне влагалища и у мужчин – на уровне мочеиспускательного канала. Там находятся антитела, принадлежащие слизистой оболочке, которые способны блокировать вирус.
На этом этапе мы задались следующим вопросом: почему у некоторых людей эта природная защита срабатывает, а у других – нет? Таким образом мы сделали шаг вперёд, пытаясь понять, существует-ли определённый ген, присутствие которого обусловливает наличие защитной реакции. Следует отметить, что подобное экспериментальное исследование уже было проведено на мышках, у которых мы смогли выделить ген, отвечающий за эту функию. Таким образом, благодаря сотрудничеству с иммунологами под руководством Профессора Клеричи из Милана, мы смогли определить эту особую реакцию, после чего, опираясь на исследования генетиков из Университета г. Осака, мы наконец-то смогли найти человеческий ген, который аналогично мышинному, отвечает за эту имунную функцию. Если этот факт найдёт подтверждение также со стороны международного сообщества, станет ясно, что с того момента начнётся более нацеленное исследование, по использованию этого открытия. Например, как создать вакцину, которую можно выполнять в форме местной иньекции людям, которые подвержены риску заражения этой инфекцией, чтобы стимулировать у них производство антител.
Это тернистый путь. На сегодняшний день наше открытие уже было проверено одним специализированным изданием, имеющим определённый вес, а сейчас мы ожидаем подтверждение от Nature Medicine. Надеемся, что всё пройдёт хорошо, для нас это будет серьёзной поддержкой в исследованиях и ещё одним стимулом для продвижения вперёд. Учёные-исследователи отличаются энтузиазмом, однако для нас, медиков осторожность никогда не бывает лишней.
Мы находимся на грани переворота в медицине, поскольку после подтверждения мы сможем проследовать по пути экспериментации вакцины, которая состоит из нескольких фаз.
Сколько лет потребуется для этого?
Если начать отсчёт с настоящего момента, то можно сказать, что на всё про всё уйдёт десять/пятнадцать лет, однако это будет зависеть в значительной мере от размеров финансирований. Впрочем, Вы должны знать, что с вирусом HIV произошла вещь никогда ранее не случавшаяся в медицине. Инвестиции, сделанные в области фармакологии и диагностики принесли в кратчайшие сроки великие открытия, которые произвели определённый эфект на медицину в целом. Сейчас все поисковые исследования опираются на так называемые непрямые методы, разработанные во время исследований вируса HIV.
Исследование вируса HIV в медицине сравнимо с полётом человека на Луну. Событие эпохального размера, которое получило широкий резонанс. Если к этому прибавить количество инвестиций, можно с уверенностью утверждать, что буквально за несколько лет учёным удалось продвинутся вперёд в исследованиях, которые в другое время заняли-бы гораздо большее количество лет.
А что Вы можете сказать о другой вакцине? Той, для которой в данный момент ищите добровольцев для испытаний?
В этом случае мы находимся в гораздо более продвинутой фазе работ. Эта вакцина была разработана в Istituto Superiore di Sanitа доктором Барбара Энсоли, она основывается на протеине, который уменьшает распространение вируса. Для этого кандитата в вакцины первая фаза уже была блестяще пройдена (вакцина не является токсичной), а также вторая фаза (поиск правильной дозы). Сейчас мы находимся на стадии II b, то есть расширение эксперимента с трёх до десяти итальянцев. Другими словами: мы ищем количественное подтверждение.
Сейчас мы стараемся определить, кто имеет антитела, чтобы стимулировать их. Поиск субъектов, имеющих эти антитела, так называемые нейтрализанты, может показаться противоречивым, однако, если эти антитела присутствуют в серопозитивных пациентах, это означает, что они не функционируют.
Вполне возможно, что количество антител не достаточно и тогда наша вакцина будет опробована на серопозитивных пациентах в качестве стимулятора для производства этих антител. В этом случае вакцина будет использована в качестве терапии.
После этой первой фазы исследования, примерно через 2/3 мы сможем начать настоящие испытания.
Как Вы набираете добровольцев?
С помощью телефонного номера, который мы активировали специально для этой цели вместе с Istituto Superiore di Sanitа. Медицинский персонал отвечает на звонки серопозитивных людей, которые желают ознакомится поближе с проектом и возможно предпочитают сделать это записавшись предварительно на приём.
Таким образом вакцина не будет иметь профилактического действия?
В данный момент мы производим два типа исследований. То, которое будет развиваться здесь у нас, на территории Италии, о котором я только что рассказал.
Второе исследование будет проводиться в Африке и будет введено здесь у нас лишь на следующем этапe. Главной его целью будет стимуляция у серопозитивных субъектов этой имунной реакции, чтобы доказать, что имея эту натуральную защиту человеку нечего бояться при встрече с вирусом HIV.
Вот почему на данный момент это исследование проводится только в Африке, где, к сожалению, с лекарствами дела обстоят хуже некуда и единственная форма защиты – это именно вакцина. Скажу больше, наша группа была приглашена Istituto Superiore di Sanitа также для ведения работ и в Африке, поскольку среди нас много медиков, имеющих непосредственный опыт успешного сотрудничества и просто общения с населением африканского континента.
Скажите, Профессор, Вы верите в эту вакцину?
Как вы, наверное, уже знаете, этот проект Барбары Энсоли был очень раскритикован с культурной точки зрения, как в настоящем, так и в прошлом. Однако мы не сдаёмся и свято верим в успех. Сама концепция метода нам очень нравится. Я не знаю, забъём-ли мы гол в эти ворота, - одно могу сказать с уверенностью, - наше дело уже никогда не останется пустыми разговорами.

Intervista col Professor Francesco Mazzotta, a cura di Nadia Fondelli per Toscanaechiantinews.com.

Viaggio in uno dei modelli della sanità toscana. Ospedale di Ponte a Niccheri, reparto di Malattie Infettive, dove fra il silenzio dei media si portano avanti due importanti ricerche per sconfiggere il virus dell’Hiv.
Professor Mazzotta, abbiamo letto in dei flash d’agenzia che state reclutando persone per sperimentare un candidato vaccino anti-Aids. Detto così sembrava quasi un casting, ma siccome il tema è molto serio ed oggi di Aids se ne parla poco volevamo approfondire…
Eccoci. Partiamo proprio da qui. Ci terrei molto a dire proprio che oggi, l’Hiv è una malattia dimenticata!
Ma come se n’è parlato così tanto in passato e anche a sproposito e poco adesso?
Ribadisco che oggi l’hiv è una malattia dimenticata perché passa l’idea che si guarisca, ma non è così. Anzi, sta succedendo che proprio per la scarsità d’informazione oggi ci siano più persone che s’infettano rispetto a qualche anno fa e il fatto più grave è che tante di queste persone nemmeno hanno coscienza di essere sieropositivi. Oggi una persona su due si presenta in ospedale quando ormai è in Aids ed allora è più difficile tamponare.
Prima si facevano più controlli, da noi in ospedale venivano molte più persone a fare i test. C’era più paura è vero, ma c’era anche più consapevolezza quando ad esempio, si azzardava un rapporto a rischio non protetto, almeno le persone si ponevano il problema!
Oggi non è più così. Badi bene che questo è anche un grosso costo sociale perché i farmaci anti hiv in Italia sono garantiti dal sistema sanitario, per cui facendo più prevenzione si può abbattere anche questa voce di spesa. Anche fra di voi della stampa non si trovano più tante persone che si pongano il problema di informare su questa malattia.
Parliamo di vaccini. In questi anni ne saranno stati provati moltissimi immagino?
Sì, ma purtroppo ancora non abbiamo individuato quello giusto. Nessuno si è dimostrato fin’oggi in grado di prevenire o curare l’infezione.
Voi vi state occupando direttamente di vaccini?
Sì, stiamo lavorando su due candidati vaccini. Uno è quello che parte da uno studio nostro e si basa sull’osservazione di un gruppo numeroso di soggetti che si sono esposti per propria volontà all’hiv, sia in Italia che in Africa. Abbiamo osservato alla fine che alcuni di questi soggetti non si sono contagiati. È stato allora interessante studiare e cercare di capire perché queste persone, pur essendo entrate in contatto diretto col virus, non si fossero infettate.
Quale la loro caratteristica di difesa naturale che gli differenzia dagli altri soggetti?
Da questa domanda è partita la nostra ricerca, che è stata finanziata dalla Regione Toscana e siamo arrivati alla deduzione che in questi soggetti c’è una particolare risposta al virus a livello delle vie genitali: nelle donne a livello della vagina e negli uomini a livello dell’uretra. Qui ci sono degli anticorpi, detti di mucosa, che bloccano il virus.
Allora ci siamo chiesti perché questo avvenisse in alcune persone ed in altre no? Così siamo andati avanti cercando di capire se ci fosse qualche gene particolare a determinare questa cosa. Del resto, per assonanza una cosa analoga era capitata in una sperimentazione su dei topolini e lì si era scoperto il gene responsabile del fenomeno. Così la nostra clinica ha operato insieme agli immunologi del professor Clerici di Milano che hanno individuato questa particolare risposta e poi ci siamo appoggiati agli scienziati di genetica dell’Università di Osaka e alla fine siamo riusciti a trovare sull’uomo quel gene che, come sul topo, caratterizza questa risposta immunitaria. Se questo verrà accertato dalla comunità internazionale è chiaro che da quel momento potrà partire una ricerca più mirata per capire come utilizzare questa scoperta. Come creare un vaccino, che attraverso dei preparati da iniettare ad esempio localmente nelle persone che si espongo al rischio d’infezione, si possa stimolare la produzione di quegli anticorpi.
Non è una corsa facile. Ad oggi la nostra scoperta è già stata accertata da una rivista di un certo valore e adesso siamo in attesa della risposta di Nature Medicine. Speriamo vada bene, per noi sarebbe un conforto importante ai nostri studi ed uno stimolo ad andare avanti. Gli scienziati sono entusiasti, ma noi medici siamo sempre più prudenti.
Siamo ad una svolta perché poi da lì , potremmo partire con una sperimentazione che come sa passa attraverso più fasi.
Quanti anni ci vorranno?
Dal momento in cui siamo adesso si può dire dieci/quindici anni, però tutto dipenderà dall’entità dei finanziamenti. Del resto deve sapere che nell’hiv è successa una cosa mai successa prima in medicina. Gli investimenti fatti sui farmaci e la diagnostica hanno portato in tempi brevi a scoperte enormi che hanno avuto grosse ripercussioni su tutta la medicina. Oggi per qualsiasi ricerca ci si rifà sempre ai cosidetti metodi indiretti generati dalla ricerca sull’hiv.
L’hiv in medicina corrisponde più o meno allo sbarco dell’uomo sulla Luna. Un avvenimento epocale che ha avuto ampie ripercussioni. Se a questo si aggiunge l’entità degli investimenti si può affermare che è stato possibile in pochi anni, portare avanti ricerche che in altri tempi avrebbero richiesto molti più anni.
E l’altro vaccino? Quello di cui state cercando candidati volontari alla sperimentazione?
In questo caso siamo in una fase più avanzata dei lavori. È questo il vaccino dell’Istituto Superiore di Sanità della dottoressa Barbara Ensoli che si basa su una proteina che inibisce la replicazione virale. Per questo candidato vaccino è stata già brillantemente superata la fase I (non è tossica) e la fase II (cercare il dosaggio giusto). Ora siamo ad una fase che si chiama II b, ovvero di allargamento di sperimentazione a tre a dieci italiani in tutto. Praticamente si cercano le conferme dei grandi numeri.
Adesso stiamo cercando di individuare chi ha determinati anticorpi per stimolarli. Può sembrare una contraddizione il cercare soggetti che abbiamo già questi anticorpi, detti neutralizzanti, ma se questi sono presenti in persone sieropositive vuol dire che non stanno funzionando.
Probabilmente ne hanno una quantità non sufficiente ed ecco così che il vaccino sarà utilizzato nei sieropositivi per stimolare la produzione di questi anticorpi. In questo caso quindi, il vaccino sarà quindi teraupetico.
Dopo questa prima fase di screening, fra due/tre mesi circa, partiremo con la sperimentazione vera e propria.
Come reclutate queste persone?
Con un numero telefonico dedicato che abbiamo attivato insieme all’Istituto Superiore di Sanità, dove personale specializzato risponderà ai sieropisitivi che vogliono informazioni e prendere poi magari un appuntamento.
Non sarà un vaccino anche preventivo allora?
In questo momenti sono due gli studi in atto. Quello che si svilupperà qui da noi in Italia che gli ha appena illustrato.
Un altro parte invece in Africa e arriverà qui da noi solo in un secondo momento. Si tratterà di stimolare anche su soggetti sieronegativi questa risposta immunitaria per dimostrare che con questa protezione naturale, quando s’incontra il virus hiv non ci s’infetta.
Ecco perché lo studio adesso viene fatto solo in Africa dove, ahimè non c’è accesso ai farmaci e l’unica possibile forma di prevenzione è questa. Anzi, ci tengo a dire che il mio gruppo è stato richiesto dall’Istituto Superiore di Sanità anche per operare in Africa perché qui da noi ci sono molti medici che oltre ad essere bravi sono abituati a gestire, avendoci lavorato anni, anche le relazioni in quel continente.
Professore ci credete molto a questo candidato vaccino?
Come saprete questo progetto della Ensoli è ed è stato molto contestato culturalmente sia adesso che in passato, ma noi ci crediamo molto. Concettualmente l’approccio ci piace. Non so se segneremo il gol, ma sono certo che non sarà aria fritta.


Автор:Осина Юлия Борисовна
Дата:19.10.2010
Визитная карточка:Переводчик в Италии, Генуя